The noun

Информационный шум

Информационный шум (или информационная перегрузка) – это когда информации так много, что определить ее качество и ценность практически невозможно, а как следствие, возникает чувство тревожности, неуверенности или даже паники.

Стоит отметить, что данное понятие, вопреки расхожему мнению, возникло раньше Интернета и было частично описано в литературных произведениях (в частности, в книге «Шок будущего» Элвина Тоффлера 1970 года).

В последующем термин получил широкое распространение: Билл Гейтс в своей книге «Дорога в будущее», опубликованной в 1996 году, отметил, что данный феномен, а именно «перегрузка информацией является достаточно распространённой». Из этого следует, что исследуемое понятие не стоит связывать только с онлайн-сферой: ещё задолго до того, как интернет стал сетью, используемой по всему миру, проблема информационной перегрузки имела место (в традиционных СМИ, например).
Изучение данной проблемы в своё время занимался американец К. Э. Шеннон. Им была разработана целая теория, посвящённая процессу передачи информации и возникновению постороннего эффекта – информационному шуму, который усложняет весь процесс передачи информации и её правильное восприятие её человеком. Учёный выделил такие виды информационного шума как преднамеренный и непреднамеренный.

Непреднамеренный информационный шум возникает случайно в качестве помех в процессе потребления информации. А вот преднамеренный информационный шум – это заранее продуманный поток информации, который определенным образом влияет на массы в обществе. Примером может служить любая ситуация, вокруг которой складывается столько информации, что сложно отличить, что правда, а что вымысел. Объяснением может быть появление информационных войн и черного пиара

image

Круглосуточные новости должны давать людям ощущение контроля ситуации и безопасности, но получается совсем наоборот. Сложно понять каким новостям можно верить, а какие были созданы для удовлетворения чьих-то потребностей. Количество новостей тоже влияет на восприятие, например, все мы знаем, что если одну и туже новость повторить несколько раз, то в нее поверят больше, особенно если из разных источников.

Интернет, телевидение, радио, журналы, коллеги, знакомые. Все говорят нам последние новости, сплетни, мнения и события. Необработанный новостной поток, который не содержит полезной информации, а только засоряет мозг, также оказывает отрицательное воздействие на весь организм. Мы начинаем себя физически хуже чувствовать, становимся психологически неустойчивы. С этой проблемой информационного общества необходимо бороться всеми известными методами. На эту тему будут еще статьи и посты, смотрите по хештегу #thenoun_инфошум
Почитать